Календарь мероприятий
Василий Михайлович Экснер (1921-1998) долгие годы был одним из главных действующих лиц культурной жизни Каменска-Уральского. Без его участия не проходила ни одна Городская художественная выставка, начиная с самых первых студийных, в конце 1950-х в ДК «УАЗа». Его светлые, наполненные воздухом и движением этюды, написанные в импрессионистической манере, всегда привлекали внимание зрителей. Он почти не писал в мастерской. В любое время года ходил на пленэр, спеша запечатлеть мимолетные состояния и настроения изменчивой природы.
Выставка продлится до 30 апреля. Приглашаем в Социально-культурный центр всех поклонников творчества Василия Михайловича Экснера.
В экспозиции будет представлена 31 картина Василия Экснера из домашнего архива.
Статья Галины Фефеловой для «Каменского рабочего». 22.05.1990.
Василий Михайлович родился 31 декабря 1921 года в Белоруссии, на небольшой железнодорожной станции Силково. Именно здесь от местного художника он получил первые уроки художественного творчества. Занимался с увлечением, обнаруживая большие способности к рисованию. И первая заслуженная награда пришла через несколько лет – третья премия на Всесоюзном конкурсе детского рисунка. Казалось у него только один путь – в художественное училище. Но его выбор оказался другим – Ржевский дом интернат, который В. Экснер закончил в июне 1941 года, когда уже началась война. Война же забросила его на Урал, где пришлось строить теплоэлектроцентраль, работать грузчиком, осваивать каменный карьер. А после работы писать лозунги, плакаты, рисовать злые карикатуры на фашистов. После победы Василий Михайлович так и остался на Урале. Сдав на «отлично» экзамены в Свердловское художественное училище, учиться там, тем не менее, не стал, пришёл в школу и всю свою жизнь учил детей русскому языку и литературе, а также рисованию и черчению.
В. Экснер не стал профессиональным художником, но живопись не бросил. В 1947 году в Свердловске состоялась областная выставка народного изобразительного искусства, на которой экспонировались четыре работы художника. К этому времени относится и появление в Каменске-Уральском при Дворце культуры УАЗа первой в городе студии изобразительного искусства, которую вёл И. И. Жулковский. В. Экснер стал одним из самых активных студийцев. Именно в этом коллективе преданных душой и сердцем искусству людей родилась традиция устраивать ежегодные выставки. Василий Михайлович – обязательный участник этих выставок на протяжении не одного десятка лет. Несколько раз показывал В. Экснер свои работы и на областных художественных выставках, дважды, в 1976 и 1985 годах, был отмечен значком лауреата областного смотра самодеятельного художественного фестиваля.
Художник работает почти во всех живописных жанрах: портрете, пейзаже, натюрморте, композиции. Его произведения отличает яркая импрессионистическая манера, где главным выразительным средством является мазок – яркий, подвижный, способный не только передать форму, но и создать на полотне захватывающую иллюзию движения. В пейзажах Экснера нет благостного покоя и тишины, они живут яркой и полной жизнью. Это могут быть какие-то «пиковые» состояния природы – зной, сковывающий холод, а могут быть и состояния незаметных, тихих перемен, когда природа только-только просыпается, весна, вступив в свои права, ещё не стала серой и влажной. Именно такие, быстро проходящие, почти неуловимые изменения среды, удаются Василию Михайловичу лучше всего. Его картины всегда наполнены воздухом, светом, обаянием жизни и красоты. В этом художнику помогает огромная работа на этюдах. Часто картины не дописываются в мастерской, сохраняя в себе непосредственность первого впечатления. В. Экснеру удаётся прекрасно передать трепетность и прозрачность весеннего воздуха, лёгкое дыхание летнего ветерка, свежесть только что сорванной сирени. В его работах нет тёмных закоулков и мрака – они всегда солнечны и радостны. Художник как бы извлекает на свет все самое чистое и живое, что есть в природе и человеке.
Страстная, подвижная, трепетная душа этого художника живёт на кончике его кисти, «выцвечивая» холст яркими, чистыми красками, положенными на плоскость быстрыми объемными мазками. Экспрессия цвета, света и впечатления – суть высокого дыхания картин Василия Экснера.
После карантинных мероприятий и вынужденного нахождения на самоизоляции начали работать клубные любительские формирования Социально культурного центра. Много было позабыто, многое было упущено, не все члены объединений смогли «вернуться в строй», но тем не менее им есть что показать и чем блеснуть.
Что отличает участников клубов СКЦ? Прежде всего энтузиазм и вера в светлые моменты жизни. Песня, танец, рукоделие, изучение языка, погружение в отдельные направления знаний — да мало ли что интересует людей почтенного возраста, а именно они составляют основную массу «любителей» СКЦ.
Приглашаем всех на отчётный концерт и выставку клубных формирований Социально-культурного центра 26 апреля к 18.00 в большой зал. Вход — 100 р.
Прямая трансляция концерта будет идти в группе СКЦ в ВК https://vk.com/skc66
Каменск-Уральский в Великой Отечественной войне — монументальный труд, созданный коллективом авторов. Координацию взяли на себя научные сотрудники краеведческого музея им. Стяжкина. За годы, прошедшие с мая 1945, в городе было издано много материалов, публикаций, книг, в т. ч. осуществленных промышленными предприятиями, но такого основательного труда о Каменске и войне не было.
В книге использованы не только известные материалы, но и те, которые раньше никогда не были в научном обороте или выходили в разных изданиях небольшим тиражом и имели небольшую фотоинформацию.
Это касается не только крупных предприятий, но и мелких: различных артелей, кооперативов, госпредприятий, учреждений культуры, образования и пр., работа которых никогда не освещалась в большой печати. Небольшим тиражом, например, вышла книга о литейном заводе, которую получили только работники завода, а до массового читателя она не дошла. И многим горожанам будет интересно узнать об этом закрытом авиационном предприятии и его работе в годы войны, как и о других наших промышленных предприятиях, информация о которых не раскрывала всей тяжести, боли и страданий наших заводчан.
Во второй главе книги дана большая информация о каменцах – участниках боевых действий, их подвигах безвестных и увековеченных. О женщинах, служивших в войсках ВНОС, снайперами, работавших в полевых госпиталях, наших землячках расскажет книга. О тех, кто погиб и кто вернулся победителями, о тех, кто пропал без вести и был забыт.
В книге представлены списки не известных ранее нам каменцев:
награжденных орденом Александра Невского,
редкими орденами Богдана Хмельницкого и орденом Суворова,
полных кавалеров ордена Славы,
представленных к званию Героя Советского Союза, но по каким-то причинам не получивших его.
Книга снабжена большим количеством фотографий, документов, рисунков (многие материалы опубликованы впервые).