Открытие выставки картин Василия Экснера, посвященная 100-летию со дня рождения художника.

Василий Михайлович Экснер (1921-1998) долгие годы был одним из главных действующих лиц культурной жизни Каменска-Уральского. Без его участия не проходила ни одна Городская художественная выставка, начиная с самых первых студийных, в конце 1950-х в ДК «УАЗа». Его светлые, наполненные воздухом и движением этюды, написанные в импрессионистической манере, всегда привлекали внимание зрителей. Он почти не писал в мастерской. В любое время года ходил на пленэр, спеша запечатлеть мимолетные состояния и настроения изменчивой природы.

Выставка продлится до 30 апреля. Приглашаем в Социально-культурный центр всех поклонников творчества Василия Михайловича Экснера.

В экспозиции будет представлена 31 картина Василия Экснера из домашнего архива.

 

Статья Галины Фефеловой  для «Каменского рабочего». 22.05.1990.

Василий Михайлович родился 31 декабря 1921 года в Белоруссии, на небольшой железнодорожной станции Силково. Именно здесь от местного художника он получил первые уроки художественного творчества. Занимался с увлечением, обнаруживая большие способности к рисованию. И первая заслуженная награда пришла через несколько лет – третья премия на Всесоюзном конкурсе детского рисунка. Казалось у него только один путь – в художественное училище. Но его выбор оказался другим – Ржевский дом интернат, который  В. Экснер закончил в июне 1941 года, когда уже началась война. Война же забросила его на Урал, где пришлось строить теплоэлектроцентраль, работать грузчиком, осваивать каменный карьер. А после работы писать лозунги, плакаты, рисовать злые карикатуры на фашистов. После победы Василий Михайлович так и остался на Урале. Сдав на «отлично» экзамены в Свердловское художественное училище, учиться там, тем не менее, не стал, пришёл в школу и всю свою жизнь учил детей русскому языку и литературе, а также рисованию и черчению.

В. Экснер не стал профессиональным художником, но живопись не бросил. В 1947 году в Свердловске состоялась областная выставка народного изобразительного искусства, на которой экспонировались четыре работы художника. К этому времени относится и появление в Каменске-Уральском при  Дворце культуры УАЗа первой в городе студии изобразительного искусства, которую вёл И. И. Жулковский. В. Экснер стал одним из самых активных студийцев. Именно в этом коллективе преданных душой и сердцем искусству людей родилась традиция устраивать ежегодные выставки. Василий Михайлович – обязательный участник этих выставок на протяжении не одного десятка лет. Несколько раз показывал В. Экснер свои работы и на областных художественных выставках, дважды, в 1976 и 1985 годах, был отмечен значком лауреата областного смотра самодеятельного художественного фестиваля.

Художник работает почти во всех живописных жанрах: портрете, пейзаже, натюрморте, композиции. Его произведения отличает яркая импрессионистическая манера, где главным выразительным средством является мазок – яркий, подвижный, способный не только передать форму, но и создать на полотне захватывающую иллюзию движения. В пейзажах Экснера нет благостного покоя и тишины, они живут яркой и полной жизнью. Это могут быть какие-то «пиковые» состояния природы – зной, сковывающий холод, а могут быть и состояния незаметных, тихих перемен, когда природа только-только просыпается, весна, вступив в свои права, ещё не стала серой и влажной. Именно такие, быстро проходящие, почти неуловимые изменения среды, удаются Василию Михайловичу лучше всего. Его картины всегда наполнены воздухом, светом, обаянием жизни и красоты. В этом художнику помогает огромная работа на этюдах. Часто картины не дописываются в мастерской, сохраняя в себе непосредственность первого впечатления. В. Экснеру удаётся прекрасно передать трепетность и прозрачность весеннего воздуха, лёгкое дыхание летнего ветерка, свежесть только что сорванной сирени. В его работах нет тёмных закоулков и мрака – они всегда солнечны и радостны. Художник как бы извлекает на свет все самое чистое и живое, что есть в природе и человеке.

Страстная, подвижная, трепетная душа этого художника живёт на кончике его кисти, «выцвечивая» холст яркими, чистыми красками, положенными на плоскость быстрыми объемными мазками. Экспрессия цвета, света и впечатления – суть высокого дыхания картин Василия Экснера.

Share