По следам их… По делам их… По песням их…

По следам их найдете вы их…

В нагорной проповеди было не так: «По плодам их узнаете их».
Но и каноническое изречение и легкий слепок с него имеют одинаковое право на жизнь. Почему? Да потому что время уже все расставило по местам. Может быть, места раньше планировались несколько иные и расстановка другая, но время сделало свой выбор: «Зеленая Карета» – всё-таки фестиваль мультиформатной музыки, где термины «бардовская песня» и «авторская песня» удостоились более широкого толкования.

Итак, о Следах и Плодах…
Концерт «По следам Зеленой кареты» с некоторых пор отдельные гости стали называть фестивалем, хотя и по сути и по форме – это именно концерт. Но если прибегнуть к тому же «более широкому» толкованию, то количество встреч, общения, совместных выступлений, обмена информацией тянет именно на фестиваль, как ни крути.

Нельзя сказать, что осенняя «Карета» вызывает кассовый ажиотаж у поклонников фестиваля гитарной песни – даже родился давным-давно такой термин – «КСПешная сотня».  И 15 октября 2022 года «сотня» размером до 140 человек великолепно справилась со своей задачей – создала для выступающих то настроение, которое можно считать именно фестивальным: когда ты готов подпевать, реагировать на реплики, переглядываться с соседями, самому что-то выкрикивать, если душа просит, и внимать, внимать, внимать…

Большой зал Социально-культурного центра с великолепным звуком, приятным сценическим фоном, нарядным фойе всегда располагает к такой более раскрепощенной и не обязательно строй обстановке, что именно и нужно бардам и «иже с ними»…

Так кто же выступал в качестве «реального» барда, а кто великолепно справлялся ролью «иже с …»?

Итак, светлого звания барда-сочинителя или барда-исполнителя ведущий концерта удостоил и Михаила Авдюшева, и Александра Одинцова, и Евгения Хомутова и Андрея Девяткина. Все эти 4 имени для Кареты знаковые: шадринец Авдюшев – активнейший волонтер фестиваля, Одинцов – председатель каменского бард-клуба, Хомутов – одинаково любим в Каменске своими «трибунными» и песнями и стихами, а что касается екатеринбургского барда Девяткина, то его просто считают песенной душой многих уральских фестивалей, в том числе и «Кареты».

Это что касается мужчин, а была еще и чистейшая бардесса из Ревды – Женя Белова, украсившая в этом году нашу сцену после длительно перерыва. Она стала настоящим открытием, особенно для тех, кто помнил ее ранние выступления.

Следующий раздел этого краткого повествования посвящен «молодой» поросли: Максиму Зуеву, нашему «исследователю и продвигателю» творчества Владимира Высоцкого и Ярославе Максимовских из Екатеринбурга, которая попала на сцену «По следов» и «Кареты» через студию «Сало-Арт» аж в 5 лет! Сейчас Яна продвигается сама, по-прежнему пишет песни и по-прежнему не забывает Каменск-Уральский. Так вот – молодая поросль растет и развивается, набирается опыта и получает горячую поддержку зрителей!

Отдельного абзаца будет удостоен Роман Гооге (Екатеринбург), который также появился на сцене «По следов» достаточно давно, просто в последние несколько лет он стал завсегдатаем фестиваля и прошел «славный творческий путь» от дипломанта до члена жюри фестиваля, демонстрируя при этом такой рост, что просто в «барды» его не хотелось бы вписывать – настолько остросоциальны и музыкально богаты его произведения. При этом нисколько не хочется и принижать звание «барда» и Романа возносить над ним, потому что по всем внешним параметрам он именно то и есть! Он – бард!

Вот так в очередной раз вкралась возможность порассуждать на тему «кто бард, а кто не бард». И, казалось бы, зачем вообще искать эти границы, ведь каждый, кто любит именно этот гитарно-песенный формат, границы проводит сам – и в своей голове и в своей душе? И зачем вообще нужны эти границы, спросите вы. А мы ответим: затем, что бардовская песня с самого начала резко отстраивалась и контрастировала с песней «популярной». И правильно делала, не позволяя усыплять и притуплять человеческое в человеке… Вообще этот разговор длинный, но начат он исключительно для того, чтобы объяснить (или самим понять), зачем на бардовских фестивалях кроме бардов имеют место быть и «иже с ними».

В нашем варианте, точнее в истории «Зеленой кареты», самым ярким примером «небардовского» участия в бардовских фестивалях является, конечно, ансамбль «Консонанс» из Екатеринбурга. Много лет он несет на наши сцены грамотный гитарный аккомпанемент и отличное женское многоголосье вкупе с «эстрадной» манерой выступления, что в первую очередь и выделяет их из среды авторов и исполнителей. Вот и нам, организаторам фестиваля и концерта «По следам…», регулярно высказывались резкие слова – мол, какое право имеют эти, «в шляпах»? Ответим! Во-первых, «Консонансу» – 25 лет, и с самых молодых ногтей они выступали и побеждали именно с авторскими песнями и именно на «Зеленой карете» и любят наш фестиваль искренне! Во-вторых, половина репертуара ансамбля – произведения, написанные именно бардами нашего круга, нашими современниками. Так и в этот раз «Консонанс» просто «выстрелил» песней-премьерой, которую им подарил еще при жизни Слава Шадрин, автор песен и организатор нижнетагильской «Зеленой Лампы». А приехавший поддержать их пианист Раф Минеев настолько «классически» исполнил под рояль одну из «программных» песен дуэта братьев Мищуков (в память о Валерии), что даже знатоки прослезились. Ну, и как после всего этого считать «консонансов» не своими?

И ещё одно небардовское явление случилось на концерте – свои песни презентовал семейный каменский дуэт Татьяны и Михаила Бурковых – это был точно не бард-формат, но это было цельно, музыкально – талантливо, одним словом…

Время диктует свое: «барды и туристы» потихоньку уходят в свои «золотые семидесятые-восьмидесятые», на смену им появляются яркие и непосредственные «необарды», и нам уже самим предоставляется право оценивать их меру таланта и права петь на «наших» фестивалях. И очень хочется видеть в их творчестве отголоски трехаккордной чистоты помыслов «первобардов» – тех настоящих, прошедших  испытания 20 века..!

Очередной концерт-фестиваль «По следам Зеленой кареты» уже вошел в историю и останется только в памяти и зрителей, и того компьютера во всемирной пока паутине, куда закачался этот концерт по адресу в Интернете

По следам их… По делам их… По песням их…

Фото Ирины Кадочниковой.

 

Share