По следам их найдете вы их…
В нагорной проповеди было не так: "По плодам их узнаете их".
Но и каноническое изречение и легкий слепок с него имеют одинаковое право на жизнь. Почему? Да потому что время уже все расставило по местам. Может быть, места раньше планировались несколько иные и расстановка другая, но время сделало свой выбор: "Зеленая Карета" – всё-таки фестиваль мультиформатной музыки, где термины "бардовская песня" и "авторская песня" удостоились более широкого толкования.
Итак, о Следах и Плодах…
Концерт "По следам Зеленой кареты" с некоторых пор отдельные гости стали называть фестивалем, хотя и по сути и по форме – это именно концерт. Но если прибегнуть к тому же "более широкому" толкованию, то количество встреч, общения, совместных выступлений, обмена информацией тянет именно на фестиваль, как ни крути.
Нельзя сказать, что осенняя "Карета" вызывает кассовый ажиотаж у поклонников фестиваля гитарной песни – даже родился давным-давно такой термин – "КСПешная сотня". И 15 октября 2022 года "сотня" размером до 140 человек великолепно справилась со своей задачей – создала для выступающих то настроение, которое можно считать именно фестивальным: когда ты готов подпевать, реагировать на реплики, переглядываться с соседями, самому что-то выкрикивать, если душа просит, и внимать, внимать, внимать…
Большой зал Социально-культурного центра с великолепным звуком, приятным сценическим фоном, нарядным фойе всегда располагает к такой более раскрепощенной и не обязательно строй обстановке, что именно и нужно бардам и "иже с ними"…
Так кто же выступал в качестве "реального" барда, а кто великолепно справлялся ролью "иже с ..."?
Итак, светлого звания барда-сочинителя или барда-исполнителя ведущий концерта удостоил и Михаила Авдюшева, и Александра Одинцова, и Евгения Хомутова и Андрея Девяткина. Все эти 4 имени для Кареты знаковые: шадринец Авдюшев – активнейший волонтер фестиваля, Одинцов – председатель каменского бард-клуба, Хомутов – одинаково любим в Каменске своими "трибунными" и песнями и стихами, а что касается екатеринбургского барда Девяткина, то его просто считают песенной душой многих уральских фестивалей, в том числе и «Кареты».
Это что касается мужчин, а была еще и чистейшая бардесса из Ревды – Женя Белова, украсившая в этом году нашу сцену после длительно перерыва. Она стала настоящим открытием, особенно для тех, кто помнил ее ранние выступления.
Следующий раздел этого краткого повествования посвящен "молодой" поросли: Максиму Зуеву, нашему "исследователю и продвигателю" творчества Владимира Высоцкого и Ярославе Максимовских из Екатеринбурга, которая попала на сцену "По следов" и "Кареты" через студию "Сало-Арт" аж в 5 лет! Сейчас Яна продвигается сама, по-прежнему пишет песни и по-прежнему не забывает Каменск-Уральский. Так вот – молодая поросль растет и развивается, набирается опыта и получает горячую поддержку зрителей!
Отдельного абзаца будет удостоен Роман Гооге (Екатеринбург), который также появился на сцене "По следов" достаточно давно, просто в последние несколько лет он стал завсегдатаем фестиваля и прошел "славный творческий путь" от дипломанта до члена жюри фестиваля, демонстрируя при этом такой рост, что просто в "барды" его не хотелось бы вписывать – настолько остросоциальны и музыкально богаты его произведения. При этом нисколько не хочется и принижать звание "барда" и Романа возносить над ним, потому что по всем внешним параметрам он именно то и есть! Он – бард!
Вот так в очередной раз вкралась возможность порассуждать на тему "кто бард, а кто не бард". И, казалось бы, зачем вообще искать эти границы, ведь каждый, кто любит именно этот гитарно-песенный формат, границы проводит сам – и в своей голове и в своей душе? И зачем вообще нужны эти границы, спросите вы. А мы ответим: затем, что бардовская песня с самого начала резко отстраивалась и контрастировала с песней "популярной". И правильно делала, не позволяя усыплять и притуплять человеческое в человеке… Вообще этот разговор длинный, но начат он исключительно для того, чтобы объяснить (или самим понять), зачем на бардовских фестивалях кроме бардов имеют место быть и "иже с ними".
В нашем варианте, точнее в истории "Зеленой кареты", самым ярким примером "небардовского" участия в бардовских фестивалях является, конечно, ансамбль "Консонанс" из Екатеринбурга. Много лет он несет на наши сцены грамотный гитарный аккомпанемент и отличное женское многоголосье вкупе с "эстрадной" манерой выступления, что в первую очередь и выделяет их из среды авторов и исполнителей. Вот и нам, организаторам фестиваля и концерта "По следам…", регулярно высказывались резкие слова – мол, какое право имеют эти, "в шляпах"? Ответим! Во-первых, "Консонансу" – 25 лет, и с самых молодых ногтей они выступали и побеждали именно с авторскими песнями и именно на "Зеленой карете" и любят наш фестиваль искренне! Во-вторых, половина репертуара ансамбля – произведения, написанные именно бардами нашего круга, нашими современниками. Так и в этот раз "Консонанс" просто "выстрелил" песней-премьерой, которую им подарил еще при жизни Слава Шадрин, автор песен и организатор нижнетагильской "Зеленой Лампы". А приехавший поддержать их пианист Раф Минеев настолько "классически" исполнил под рояль одну из "программных" песен дуэта братьев Мищуков (в память о Валерии), что даже знатоки прослезились. Ну, и как после всего этого считать "консонансов" не своими?
И ещё одно небардовское явление случилось на концерте – свои песни презентовал семейный каменский дуэт Татьяны и Михаила Бурковых – это был точно не бард-формат, но это было цельно, музыкально – талантливо, одним словом...
Время диктует свое: "барды и туристы" потихоньку уходят в свои "золотые семидесятые-восьмидесятые", на смену им появляются яркие и непосредственные "необарды", и нам уже самим предоставляется право оценивать их меру таланта и права петь на "наших" фестивалях. И очень хочется видеть в их творчестве отголоски трехаккордной чистоты помыслов "первобардов" – тех настоящих, прошедших испытания 20 века..!
Очередной концерт-фестиваль "По следам Зеленой кареты" уже вошел в историю и останется только в памяти и зрителей, и того компьютера во всемирной пока паутине, куда закачался этот концерт по адресу в Интернете
По следам их… По делам их… По песням их…
Фото Ирины Кадочниковой.