Горлитобъединение Каменска-Уральского

«И только 40 процентов – про луну…»

По одним данным — полвека, а по другим — и более, существует в Каменске городское литературное объединение, созданное при газете «Каменский рабочий». Когда-то занятия с молодыми литературными дарованиями вел Василий Гурьевич Шендриков (в войну Василий Гурьевич был в плену, и за это многие годы после ему не разрешали работать ни в газете, ни в театре). Но затем руководителем литобъединения был утвержден один из первых литкружковцев, преподаватель Литературы Николай Яковлевич Мережников, и занятия все больше: стали выходить за рамки обычных любительских разговоров о поэзии. Стихи и прозу каменцев начали печатать не только городская и две областных газеты («Уральский рабочий» и «На смену»), но и журналы «Урал», «Уральский следопыт», «Смена», «Юность», «Молодая гвардия». Каменские имена появились и в первом коллективном сборнике Средне-Уральского книжного издательства «Начало» (1974 г.).
«Каменскому рабочему» обязаны своими первыми публикация¬ми Владимир Потоцкий, Виктор Белоусов, Нина Буйносова, Алексей Сиголаев, Владимир Андреев, Алексей Ярушников, Николай Голден, Юрий Каплунов, Юрий Томилов, — писал в своих воспоминаниях Н.Я. Мережников. — Думаю, что у моих товарищей по литобъединению навсегда останутся в памяти дни нашего творческого общения, и они со временем будут вспоминать их, как я вспоминаю те уроки и наставления, на которые щедры были мои старшие товарищи тех лет — А. Кузовников, Г. Казаков, Д. Лившиц».
А вспоминать литобъединенцам действительно есть что. Споры и разговоры о поэзии зачастую не заканчивались в красном уголке редакции, где любители литературы собирались после летних каникул на первое занятие, а продолжались где-нибудь в ближайшем лесочке, под желтыми сентябрьскими березами. Или — на опушке молодого соснячка, где с полными корзинами грибов ожидали электричку на Каменск. Или — далеко за городом, куда уезжали весной пить бере¬зовый сок. Или — в тесной квартирке замечательного поэта Алеши Сиголаева, где все дружно пели под гитару любимые песни Окуджавы и Рубцова…
А еще нередко отправлялись поэты всем составом в рабочее обще¬житие, в техническое училище, в школы, в Дом старшеклассников или во дворец культуры на очередную встречу с читателями. И там, как на оселке, на мнениях коллег и любителей поэзии литобъединенцы оттачивали зачастую только написанные строки.
Подборки стихов и прозы раз в месяц публиковала городская газе¬та. Но и тут не обходилось без идеологической «подкладки». «Чтобы в подборке было 60 процентов — про работу, и только 40 процентов про луну и про любовь», — требовал тогдашний редактор газеты. Однажды он никак не хотел пропускать в печать замечательное стихотворение Виталия Коновалова «Картина»:
В яром гике, в полете погони,
Над растоптанной тишиной,
Как шальные, проносятся конники,
Перемазанные зарей.
А за ними бежит дорога,
Не остывшая от копыт.
Эй, давай, поднажми немного!
Сабля — наголо и горит.
Сабли песню лихую грянут,
Грянут сабли на голоса.
По траве, по степи охряной,
Порассыплются волоса.
Плачем плачут копыта синие
По холодной, рябой земле.
.. .Это было когда-то в жизни
И воскресло на полотне.
«Что это за выражение — «перемазанные зарей»? — Сурово вопро¬шал редактор. — Заря не должна мазать! И дорога не может нагреться от копыт, следовательно, и не может быть «не остывшей»? А «плачущие» копыта — это вообще черт знает что!»
Тогда поэтам обидно и непонятно было слышать такое. Но сегодня-то мы понимаем: конечно же, не виноват чело¬век в том, что не дано ему было чувство Слова; что поставила его партия не на то место; что вот так, «каменно» — осо¬знавал коммунист свой долг перед ней: нет и не должно быть в печатной фразе ничего непонятного! Никакого второго или третьего смысла! Никакого подтек¬ста! Не должны копыта плакать — и все тут! Такое это было время.
Впрочем, время же и расставит позднее все на свои места. Николай Яков¬левич Мережников станет заведовать от¬делом поэзии журнала «Урал», выпустит больше десятка поэтических сборников и, уже живя в Свердловске, долго будет мотаться между областным городом и Каменском, где вел литобъединение в общей сложности четверть века.
Опубликуют свои сборники поэзии и прозы и станут членами Союза писателей четверо тогдашних литобъединенцев. Николая Голдена («Вертушка», «Творцы крылатого металла», «Стержни», «УАЗ и уазовцы», «Уазовские перекуры», «УАЗ — фронту») примут раньше, когда еще был Союз писателей СССР. Юрий Каплунов («Золотое новогодье», «Послевоенная музыка», «Летосчисление»), Евгения Кузеванова («Мир мой деревенский») и автор этих строк («Трава живая», «Последний гривенник», «Студеный день») станут членами Союза писателей позже, в 2002 г., когда он уже будет называться Союзом писателей России.
С 1992 года город получит возможность «процеживать» таланты через «сито» ежегодного Рождественского поэтического конкурса, а затем — и областного и Всероссийского совещания молодых писате¬лей, что прошли в литературном Каменске-Уральском в 2002 и 2007 годах. И тогда — небывалое дело — Союз писателей России вырастет за счет каменских поэтов еще на восемь членов. В него будут приняты не по годам мудрая и талантливая Татьяна Федорова («Ледоломка»); прячущий внутреннюю глубину Владислав Устюгов («Плацкартный вагон»); эпатажный Михаил Четыркин («Осенние люди»); неожиданная, необычная Наталия Санникова («Интермеццо»); вернувшийся из Чеч¬ни, но живущий ею Александр Шалобаев («Нелады»); удивительный и удивляющий всех Иван Паздников («Живу», «Мимикрия»); открытый и искренний Сергей Симонов («Линия жизни»); ищущие новые пути в поэзии Андрей Торопов («На нашей стороне») и Ксения Шалобаева («О чем плачут ангелы»)…
На книжных полках каменцев появится отмеченный писателями области за высокий поэтический и гражданский уровень сборник «Вечный огонь». Поэты одного города о войне», в котором собрана вся поэзия города, посвященная этой теме.
Выйдет посмертный сборник стихов безвременно ушедшего Юрия Томилова («Родня»). Выпустит два поэтических сборника талантливый и скромный Михаил Минин («Времена» и «Пора созревания звезд»).
Так что вовсе не случайно город металлургов Каменск-Уральский в самых серьезных литературных изданиях называют теперь каменской поэтической аномалией.
Буйносова Н.И.
Более 30 лет руководит объединением известный каменский поэт – Юрий Михайлович Каплунов. Заседания городского литературного объединения проводятся в Социально-культурном центре. Встречи проходят каждое 2-е и 4-е воскресенье месяца.

Из книги Н. Буйносовой «На той стороне Камени»

Экспозиция памяти Николая Мережникова в музее «Литературная жизнь Урала XIX dtrf

Share